Четверг, 9 Января 2014
  
Новости
Приглашение
Бюллетень № 2
Техн. информация
Вопросы и ответы
Результаты
Карта
Фотографии
История района
Как добраться
Размещение
Контакты
Наши друзья


Завод новых полимеров Сенеж

Администрация Солнечногорского района

Команда Polar

 

 

 

 

 

 

 

Шахматово

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажили кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.
Вот оно, моё веселье пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.

Александр Блок
Осенняя воля
Июль 1905. Рогачевское шоссе

Шахматово XIX векЕсли город у Блока – это почти всегда Петербург, то Россия полевая и лесная – это почти всегда Шахматово и его окрестности. Шахматово растворено в стихах Блока, укрыто от взоров. Но от этого сияние «малой родины» не убывает. Шахматово в судьбе поэта выдерживает сопоставление с Петербургом. Незримое, оно постоянно звучит в его поэзии.
Создается впечатление, что Музей-заповедник Александра Блока занимает две деревни, но это не так: в деревне Шахматово нет никакого музея, а усадьба Шахматово находится около деревни Тараканово. Дедушка поэта Андрей Бекетов, профессор ботаники, ректор Петербургского университета, приобрел усадьбу в 1874 году по совету своего друга — химика Менделеева. Первый раз Блок посетил Шахматово, когда ему не было и года. Затем он проводил здесь практически каждое лето, полюбив совершать прогулки по окрестностям. Во время одной из прогулок поэт встретил дочку дедушкиного друга Любовь Менделееву, которая жила в соседнем Боблово. Сначала они долго дружили, а после того как в спектакле домашнего театра Блок и Менделеева сыграли Ромео и Джульетту, решили пожениться. В 1910 году Блок по собственному проекту перестроил главный усадебный дом, но в 1921 году усадьба практически полностью сгорела. Вспомнили об этих местах только в начале 80-х годов — тогда и восстановили главный дом с флигелем, каретный сарай, а также посадили новый сад. Странно, но новоделом постройки совсем не выглядят, все пропитано историей и стариной, даже половицы скрипят.
Экскурсия довольно длинная, около двух часов, но начать клевать носом практически невозможно: экскурсовод без остановки травит байки, сыплет цитатами из мемуаров разных людей, читает стихи Блока, его друзей и родственников и разве что не пляшет.
Пруд в ШахматовоМожно через парк спуститься к озеру, а за ним в лесу есть настоящие земляничные поляны.
В Тараканово в здании земской школы есть еще один небольшой Музей Блока, а неподалеку, на высоком берегу, стоит в руинах храм Михаила Архангела (1695), в котором Блок венчался с Любовью Менделеевой. В скором времени начнут восстановление церкви, которое обещают завершить к 2008 году. Летом, в первое воскресенье августа, в Шахматово проводятся «Блоковские праздники поэзии».

Ещё бледные зори на небе,
Далеко запевает петух,
На полях в созревающем хлебе
Червячок засветил и потух.
Потемнели ольховые ветки,
За рекой огонек замигал.
Сквозь туман чародейный и редкий
Невидимкой табун проскакал.
Я печальными еду полями,
Повторяю печальный напев.
Невозможные сны за плечами
Исчезают, душой овладев.
Я шепчу и слагаю созвучья-
Небывалое в думах моих,
И качаются серые сучья,
Словно руки и лица у них.

Александр Блок
Цикл "Распутья"
1902-1904

 

Вода и город

Екатерининский каналПредание, что Бездонное озеро под Солнечногорском связано с Мировым океаном, записал в начале прошлого века со слов местных крестьян поэт Александр Блок. Как родилась морская легенда в еловой подмосковной глуши, доподлинно неизвестно, но существуют догадки. Ведь мало кто знает, что в старину через Солнечногорск проходил водный путь Москва—Волга, проложенный, чтобы удобнее было возить мрамор на стройплощадку храма Христа Спасителя. Отголоски судоходной истории в Солнечногорске до сих пор можно встретить повсюду.
Есть предания, которые даже в самом упертом скептике разжигают жажду авантюризма. Одна из таких легенд уже почти двести лет сопутствует истории Бездонного озера под Солнечногорском. У него, настаивает молва, нет дна. Отсюда — название. Все попытки промерить глубину водоема как в старину, так и в наши дни заканчивались фиаско: веревки и лески с грузилом разматывались на полную, а низа не доставали. “Озеро ведет к центру Земли”, — стращали детишек седобородые старики.
В начале прошлого века байку про разматывающиеся веревки местный лесничий рассказал Александру Блоку, и она настолько поразила поэта, что тот дословно занес услышанное в дневник. Бездонное озеро, сообщало предание, является не чем-нибудь, а отдушиной Мирового океана, связанной с ним подземными горизонтами. Чувство писателя, заставившее судорожно схватиться за карандаш, можно понять. Но это еще не все! Иногда на серебряной глади Бездонного озера всплывали обломки затонувших на том конце света деревянных судов. Как парусники попадали сюда, в деревню Вертлино, в ее еловую сухопутную глухомань, никто объяснить не мог. У одного вертлинского крестьянина даже хранилась в избе доска с загадочной надписью “Santa Maria”. Находили и другие обломки с нерусскими буквами. Их, правда, рассказчик своими глазами не видел, что, впрочем, не так уж и важно, можете поверить благородному честному слову.
Вот с тех самых пор, как доверчивый Блок увековечил отголоски истории, осенив ее, так сказать, авторитетом собственной гениальности, не было ни одного поколения солнечногорцев, которое не попыталось бы заглянуть в манящее жерло отдушины. Еще бы! А вдруг повезет, и к тебе приплывет обломок колумбовой каравеллы?..
Если феномен Бездонного озера еще можно подвергнуть сомнению, то в трех километрах южнее него находятся остатки реальных гидротехнических сооружений, которые в свое время являлись предметом гордости инженерной мысли. Они производят впечатление и сейчас. Только мало кто догадается, что грязная, заросшая камышами канава, пересекающая Солнечногорск с востока на запад, есть не что иное, как Екатерининский канал, соединяющий Волгу с Москвой-рекой. Тем не менее это так.
Канал начали рыть по указу императора Николая I в 1826 году для того, чтобы обеспечить доставку строительных материалов с волжских каменоломен — в первую очередь природного камня: гранита и мрамора, необходимых в больших количествах на сооружении храма Христа Спасителя.
Подготовку к строительству храма-памятника начали с развития сопутствующей инфраструктуры. Водные пути были наиболее приемлемыми для крупномасштабных грузовых перевозок. За исключением малого: далеко не все реки подходили для судоходства. Кратчайший путь с верховьев Волги к Москве пролегает через Клинско-Дмитровскую гряду. Ее протяженные, но вместе с тем мелководные речки решили немного спрямить и наполнить водой за счет использования естественных перепадов высот. Что и было сделано.
Екатерининский канал — лишь небольшая часть глобальной водной системы, общая протяженность которой составляет 214 верст. Ее основная нагрузка приходится на русла рек Истры и Сестры. Последняя сообщается с верховьями Волги, первая впадает в Москву-реку. В районе Солнечной Горы Сестру и Истру соединили 8-километровым каналом. Интересно, что старинный водный путь Москва—Волга пролегал приблизительно по тем же местам, что и прямой, как линейка, современный канал им. Москвы! Но если строители ХХ века широко использовали технику, механизацию, то их предки добились аналогичного результата, вдумчиво прислушиваясь к природе. Заметим, что они нигде не нарушили естественных связей и только чуть-чуть подправили их там, где надо.
Единственное глобальное сооружение на пути вод — это дамба возле села Сенеж на реке Сестре, благодаря которой разлилось знаменитое Сенежское озеро. Вопреки устоявшемуся мнению, водоем этот рукотворный. По системе шлюзов – их было 37 – вода передавалась в Екатерининский канал, ширина его составляла ни много ни мало 45 метров. Для сравнения: ширина канала им. Москвы — 88 метров.
В 1850 году водный путь Москва—Волга, который строили 25 лет, торжественно был открыт. В навигацию по нему сплавляли баржи, перевозившие каменные блоки весом до 30 тонн. На тихоходных участках баржи вытягивали бечевой бурлаки. А в 1851 году заработала Николаевская железная дорога из Петербурга в Первопрестольную, составила водному транспорту конкуренцию, и потребность в канале отпала сама собой.
Екатерининский каналВодный путь просуществовал всего 10 лет, а потом был закрыт, после чего началась приватизация государственной собственности — ведь систему строили на деньги царской казны. Кирпичные шлюзы были разобраны и проданы по кирпичику. Солнечногорский купец Самохвалов впоследствии построил из них лучшее здание в городе. По иронии судьбы, в нем сейчас размещается городская администрация. Так бесславно похоронили один из грандиозных российских проектов.
Утратив свое значение, несостоявшийся порт пяти морей долго продолжал оставаться региональным энергетическим центром. Почетный гражданин города Иван Федорович Стрекалов любит вспоминать, как он работал на Сенежской электростанции. Построенная в 1888 году, она исправно крутила динамо-машины, полностью обеспечивая потребности города в электричестве. В 1941-м, после освобождения Солнечногорска от фашистских захватчиков, именно электростанция стала народно-хозяйственным объектом номер один, с которого началось восстановление разрушенного войной. “Лампочки Ильича”, получавшие ток благодаря использованию ресурсов местной гидросистемы, зажигались в домах и квартирах вплоть до 1957-го. Напора воды на дамбе озера Сенеж как раз хватало для этого.
Нет, электричество не вырубили, как бывает в России. Просто на смену старому семимильными шагами спешил научно-технический прогресс, и район подключили к сетям Мосэнерго. Собственную электростанцию город за ненадобностью остановил. Сегодня, когда всех достали проделки Чубайса, солнечногорцы с тоской вспоминают про ГЭС. Конечно, всех проблем она не решила бы, а, доживи до нашего смутного времени, глядишь — облегчила бы существование экономики отдельно взятого муниципального образования.
Когда же началась мода на сберегающие технологии и стало актуальным заботиться об экологии, про старушку электростанцию вспомнили. К сожалению, от ее кирпичного здания остались только руины, давно проржавело и сгнило выброшенное оборудование. Тем не менее город полон решимости воссоздать ГЭС в прежнем виде. Руководство местной ПМК-19, которая ведет работы на дамбе Сенежа по реконструкции донного спуска, даже бросило клич землякам присылать за вознаграждение старые фотографии, запечатлевшие исторический облик здания. Пока речь идет о воссоздании здания-памятника промышленной архитектуры, но кто его знает, может, когда-нибудь ГЭС опять заработает?
Вот уже около года инженеры из института “Гидропроект” ведут на озере испытания турбины, работающей от малых потоков. Вырабатываемой ею энергии, правда, хватает на холодильник, телевизор и пару лампочек, но, как говорится, лиха беда начало. Главное, чтобы на полном самообеспечении. А там, возможно, руки дойдут и до другого, не менее эпохального плана, и солнечногорцы засучив рукава примутся за расчистку Екатерининского канала. Были такие мысли лет десять назад — создать что-то вроде подмосковной северной кругосветки, чтобы по каналу от Иваньковского водохранилища до Истринского ходили туристы-байдарочники.
А почему бы и нет? Судя по необычному и противоречивому прошлому города, Солнечногорск, видимо, родился под знаком Водолея. Только почему его назвали Солнечной Горой? Неизвестно. Ведь именно здесь, по многолетним наблюдениям, чаще всего идут затяжные дожди и хмурится небо.
 
Московский Комсомолец
от 21.07.2003